Многоуровневое наследование, супер методы, наследование дескрипторов
Всем привет :)
Этот пост отвечает на следующие вопросы: 1. Как написать наследование на чистом javascript 2. Как написать многоуровневое наследование 3. Как написать наследование дескрипторов 4. Как написать многоуровневое наследование с наследованием дескрипторов 5. Как вызывать супер методы Никаких библиотек не подключено, весь используемый код расположен ниже. В качестве "многоуровневое наследования" выступают три класса: Animal -> Mammal - Cat. В качестве супер-метода выступает метод destroy(). Данный пост отражает точку зрения автора и носит рекомендательный характер. /********************** * HELPERS * *********************/ /** * @borrows toString as toString */ Object.toString = Object.prototype.toString; /** * Returns "true" if a value is date * @param {*} v A value * @return {Boolean} */ Date.isDate = function(v) { return Object.toString.call(v) === '[object Date]'; }; /** * Returns "true" if a value is regular expression * @param {*} v A value * @return {Boolean} */ RegExp.isRegExp = function(v) { return Object.toString.call(v) === '[object RegExp]'; }; /** * Returns "true" if a value is array * @param {*} v A value * @return {Boolean} */ Array.isArray = Array.isArray || function(v) { return Object.toString.call(v) === '[object Array]'; }; /** * Creates clone of object * Not working with DOM elements * [url]http://stackoverflow.com/a/728694[/url] * [url]https://github.com/andrewplummer/Sugar/blob/master/lib/object.js#L328[/url] * @param {Object} obj * @return {Object} */ Object.clone = function(obj) { // Number, String, Boolean, Function, null, undefined if (null === obj || 'object' !== typeof obj) { return obj; } // Date and RegExp if (Date.isDate(obj) || RegExp.isRegExp(obj)) { return new obj.constructor(obj); // Array and Object } else { var copy = Array.isArray(obj) ? [] : Object.create(Object.getPrototypeOf(obj)); for (var key in obj) { if (obj.hasOwnProperty(key)) { copy[key] = this.clone(obj[key]); } } return copy; } }; /** * Inherits a target (Class_1) by a source (Class_2) * @param {Object} target * @param {Object} source */ Object.inherit = function(target, source) { target._super = source; target.prototype = Object.create(target._super.prototype, target._super.descriptor); target.prototype.constructor = target; }; /********************** * CLASSES * *********************/ /** * Class Animal * @param {Number} legs * @constructor */ function Animal(legs) { var descriptor = Object.clone(Animal.descriptor); descriptor.legs.value = legs; Object.defineProperties(this, descriptor); } Animal.prototype.destroy = function() { console.log('Animal.destroy()'); for(var key in Animal.descriptor) { delete this[key]; } }; Animal.prototype.run = function() { console.log('Animal.run()'); }; Animal.descriptor = { legs: { value: null, enumerable: true, configurable: true } }; // ------------------------ // Inheritance Object.inherit(Mammal, Animal); /** * Class Mammal * @param {Number} legs * @param {Number} teeth * @constructor */ function Mammal(legs, teeth) { // call the Animal constructor Mammal._super.apply(this, arguments); var descriptor = Object.clone(Mammal.descriptor); descriptor.teeth.value = teeth; Object.defineProperties(this, descriptor); } Mammal.prototype.destroy = function() { console.log('Mammal.destroy()'); Mammal._super.prototype.destroy.call(this); for(var key in Mammal.descriptor) { delete this[key]; } }; Mammal.prototype.walk = function() { console.log('Mammal.walk()'); }; Mammal.descriptor = { teeth: { value: null, enumerable: true, configurable: true } }; // ------------------------ // Inheritance Object.inherit(Cat, Mammal); /** * Class Cat * @param {Number} legs * @param {Number} teeth * @param {Number} tails * @constructor */ function Cat(legs, teeth, tails) { // call the Mammal constructor Cat._super.apply(this, arguments); var descriptor = Object.clone(Cat.descriptor); descriptor.tails.value = tails; Object.defineProperties(this, descriptor); } Cat.prototype.destroy = function() { console.log('Cat.destroy()'); Cat._super.prototype.destroy.call(this); for(var key in Cat.descriptor) { delete this[key]; } }; Cat.prototype.climb = function() { console.log('Cat.climb()'); }; Cat.descriptor = { tails: { value: null, enumerable: true, configurable: true } }; /******************** * USAGE / INSTANCE ********************/ var cat = new Cat(8, 100, 3); alert(JSON.stringify(cat)); console.info('created', cat); console.log('cat instanceof Cat', cat instanceof Cat); console.log('cat instanceof Mammal', cat instanceof Mammal); console.log('cat instanceof Animal', cat instanceof Animal); cat.run(); // Animal.prototype.run cat.walk(); // Mammal.prototype.walk cat.climb(); // Cat.prototype.climb cat.destroy(); // Cat -> Mammal -> Animal alert(JSON.stringify(cat)); console.info('destroyed', cat); |
Цитата:
Цитата:
Кстати, мне последнее время нравится идея создавать объекты, не описывая конструкторы: var Animal = { destroy: function () { console.log('Animal.destroy()'); }, run: function () { console.log('Animal.run()'); } }; var Mammal = Object.create(Animal); Object.assign(Mammal, { walk: function () { console.log('Mammal.walk()'); } }); var Cat = Object.create(Mammal);как-то так… правда тут с instanceof непонятки могут возникнуть |
Цитата:
Octane, согласен, ES6 - крутая вещь |
Цитата:
Object.toString === Function.prototype.toString // true |
Цитата:
Цитата:
Немного переписал функцию наследования согласно тому, что есть в Node.js Если точнее, то вместо Class._super стало Class.super_ Цитата:
Цитата:
|
Цитата:
|
Цитата:
Единственное неудобство в instanceof, но можно воспользоваться isPrototypeOf var barsic = Object.create(Cat); if (Cat.isPrototypeOf(barsic)) { … } а еще getPrototypeOf (IE9+) есть, так что без super вполне можно обойтись Object.getPrototypeOf(Cat) → Mammal http://www.reddit.com/r/javascript/c...s_approach_is/ Не навязываю, что надо делать именно так, просто как пример интересного подхода Цитата:
|
Цитата:
Т.е. моя позиция в том, что придется описывать и то и другое. А еще у нас есть дескрипторы. Цитата:
Цитата:
Object.getPrototypeOf(object) Цитата:
|
Кстати, тут ни разу не множественное наследование, у тебя всегда один суперкласс.
Цитата:
Цитата:
var Animal = {}; var Mammal = Object.create(Animal); var Cat = Object.create(Mammal); var barsic = Object.create(Cat); alert(Animal.isPrototypeOf(barsic)); // true alert(Mammal.isPrototypeOf(barsic)); // true alert(Cat.isPrototypeOf(barsic)); // true Цитата:
Cat._super.prototype.destroy.call(this); будет Object.getPrototypeOf(Cat).destroy.call(this);разве что в большем количестве символов неудобство Цитата:
|
Цитата:
Цитата:
var Animal = {}; var Cat = Object.create(Animal); var obj = new Cat(); console.log(obj); Конечно, тут можно заявлять, что встроенные операторы языка нам не нужны, но если они есть, почему бы ими не воспользоваться? Т.е. ты ломаешь то, что заложено в язык и к чему привыкли js-разработчики. Цитата:
Вместе с тем, считаю очень удобным то, что, например, приватные свойства this._property; можно делать неперебираемыми. Цитата:
2. "либо отдельно set-метод для каждого свойства/группы свойств, что мне кажется лучше" не вижу причин, по которым нельзя сделать те же самые сет-методы в "стандартной" реализации Впрочем, сколько людей, столько и мнений :) |
Часовой пояс GMT +3, время: 02:22. |