От античности до абстракционизма
Опустим наскальные рисунки, как первый творческий продукт человека, и начнем с эпохи античности, когда в изобразительном искусстве (хотя такого понятия тогда не существовало) были каноны, которых придерживались «художники» той эпохи (хотя в те времена их так не называли). Дальнейшая история породила массу течений в искусстве, которые были следствием мировоззрений и познаний, развития общества. Для целостности всего, что я тут пишу, я возьму малое из эпохи ренессанса (периода, когда возрос интерес к античности, отсюда и название эпохи - возрождение) – «Мона Лиза» да Винчи. Это, потому, что вам оно хорошо известно, но можно было бы взять и других не менее известных художников того времени и их произведения, но вы можете и не знать таких. Беру этого для того, чтобы обратить ваше внимание на то, что в изобразительном искусстве этой эпохи деталям уделялось большое внимание. Когда-либо посмотрите на Мону Лизу ни как на знаменитое полотно, а изучите его, и вы это заметите. Если вы таким же образом изучите другие полотна этой эпохи, вы отметите в них эту немаловажную деталь.
Середина 19-го века представила миру Барбизонскую школу, которая стала предтечей, по чисто моему вкусу, самого яркого течения в изобразительном искусстве – импрессионизма. На полотнах этого направления наоборот деталям вообще не придается никакого значения, главное, что преследовали художники этого течения, это передать мимолетное состояние природы. И даже будучи не знатоком живописи, вы сможете заметить большую разницу в технике письма полотен эпохи ренессанса и полотен импрессионистов. Но полотна обоих этих направлений выполняют свои задачи – одни дают нам представление о давней эпохе, другие дают ощущение свежести утреннего воздуха, пелены вечернего заката.
Но есть то, что объединяет полотна этих течений – это композиция, объединяющая предметы/детали на полотне, свет и цвет так, чтобы полотно выражало идею, заложенную в нее художником. Задачей композиции является, и направить изначально взгляд на нее смотрящего на ту область полотна, которая является главной, определяющей главную идею произведения. Композиция, это понятие присущее не только полотнам художников, она также необходима и фотографии, видео производстве, печатной продукции, и веб страницы это понятие тоже не должно обходить стороной.
Насколько необходимым и сильным инструментом в творчестве является композиция, можно рассмотреть на примере полотна
«Боярыня Морозова» Сурикова. На полотне изображено множество действующих лиц, есть неимоверное количество мелких деталей, большая часть полотна написана в темных тонах, на котором лицо боярыни всего-то ничего от общей площади полотна занимает, могло бы и потеряться. Но композиция решена так, что именно ее лицо, взгляд, воздетый вверх палец руки, это центральное и первое на что будет направлен взгляд смотрящего. Есть детали, которые определяют динамику происходящего, движение на картине, причем следя за этим движением можно отмечать персонажей с противоположным отношением к главной героине полотна. В общем, главное, что вам стоит заметить – это наличие мелкого не разбивает полотно на части, оно дополняет его, картина воспринимается цельно, вида главная идея картины, определена ее главная часть.
А взять «Неизвестная» Крамского и взгляд наблюдателя будет направлен на глаза незнакомки, детали – шапочка, шубка и т.д,, что важно и дополняет образ, это все потом. Согласитесь, и в этом полотне нет лишнего, каждая деталь важна для восприятия, но, тем не менее, они не главное. В процессе работы над полотном художник может делать большое количество набросков, зарисовок, вариантов композиции. Это творческий поиск. Но исходным является идея. Бесспорно, что-то мелкое, простая зарисовка чего-то, случайно увиденное или услышанное могут послужить толчком к зарождению идеи, что в конечном итоге выльется в произведение. Но всегда идея, удачно найденная композиция позволяющая воплотить идею, дают правильные направления в поиске мелких деталей ее дополняющих, и никак ни наоборот. Вряд ли бы мы могли наблюдать боярыню Морозову в Третьяковской галерее, если бы Суриков усердно трудился над цветками, к которым бы дорисовал накидку, к ней шапку, затем ее владелицу и т.д. до саней с боярыней. Не из чего не может родиться что-то.
Главное, что я изучал, это рисунок и живопись, хотя это были и графика, многое другое, но для краткости скажем так – для души. Но среди этого многообразия не было того, что в полной мере рассматривает вопросы дизайна. То чем мы занимались, и как то имело к этому отношение, мы называли, так как и музыканты – «халтурить», что приносило нам масло на наш кусок хлеба. Поэтому от меня не будет тезисов по данным вопросам, да они и не нужны – к литературе по ним вы можете обратиться сами, а многое общее, что связывает прикладные искусства, вполне позволит мне определить и указать вам на ваши ошибки. А последним шагом к этому определению будет небольшая прогулка по необычной галерее искусств, по Третьяковке, как я и обещал, мы же не ходили долго, но без посещения этой необычной не обойтись.