Я таки продолжу гнуть свою линию, несмотря на свою шизофрению, а может благодаря ей
Мы имеем фабричную систему образования. Есть конвейер который движется с определенной скоростью. Дети который успевают за конвейером это отличники, те кто не успевает за конвейером это отстающие.
Причин для отставания масса помимо социальных и биологических, есть еще индивидуальные наклонности. Человек может познавать разный материал с разной скоростью и разным успехом, ведь одна информация может вызывать восхищение а другая оставлять равнодушным. Индивидуализированная система образования могла бы позволить двигаться каждому со своей скоростью, и позволять акцентировать внимание на наиболее интересных для человека областях. Роль учителя сводилась бы к возбуждению интереса, и помощи тем кто застрял на какой то теме.
Еще одна тема которую часто поднимаю при обсуждении системы образования это отношения между учениками на уроке. В школе мы все были изолированны друг от друга, нам запрещено общаться, нам запрещено помогать друг другу.
Но можно поступать с точностью наоборот. Можно позволить ученикам обсуждать тот материал который они изучают, вовлекать учеников в процесс познания, заставить учеников делиться своими знаниями с другими, учить их анализировать, учить их задавать вопросы друг другу, учить взаимодействовать друг с другом, просто помогать друг другу. Блеснуть эрудицией при обсуждении темы это серьезный стимул для обучения.
Увы сейчас каждый ученик в своем коконе, ему запрещено иметь дело с другими, и он в одиночку должен бежать за конвейером. Класс это не команда получающая знания, класс это множество одиночек с разной степенью успешности.
Индивидуальный подход к образованию невозможен в школе из за недостатка учителей. Конвейер это вынужденная мера, лучше пусть хоть кто то будет образованный чем никого. Однако информационные технологии меняют ситуацию. Теперь обучать может видео и интерактивные уроки, и скорость у каждого может быть своя, за успехами следят также компьютеры. Учитель будет иметь статистику по каждому ученику и сможет оказывать помощь тем кто застревает. В конце концов больше внимания требуется тем у кого проблемы а не тем у кого их нет.
Происходит своеобразная ротация. Сейчас новый материал изучается в школе и закрепляется дома. А в будущем возможно новый материал будет изучаться дома самостоятельно а в школе происходить его обсуждение и закрепление. В американских школах такой эксперимент как раз проводится (я давал ссылку на видео выше).